Семейная воспитательная группа

 
 
В рамках профилактики социального сиротства, детского и семейного неблагополучия наиболее гибкой и перспективной формой жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, является семейная воспитательная группа. Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается для реализации приоритетного права ребенка – жить и воспитываться в семье, которое закреплено в Конвенции о правах ребенка и в семейном кодексе РФ (п. 2, ст.54). Никакие семейные отношения, смоделированные даже талантливым педагогом в условиях коллективного воспитания в государственном учреждении, никогда не заменят того опыта познания межличностных взаимоотношений, который дает семья. Жизненные потребности ребенка лучше всего удовлетворяют позитивные отношения в семье . Семья, даже замещающая, предоставляет ребенку не только оптимальные условия для формирования его личности, но и создает предпосылки для его социального становления, вступления в самостоятельную жизнь.
 
Базой для создания СВГ является семья российских граждан, которая берет на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения при сопровождении и поддержке СРЦН.
 
Семейная воспитательная группа – это профессиональная семья, грамотно воспитывающая ребенка по поручению государства. СВГ является структурным подразделением Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, ребенок сохраняет статус воспитанника учреждения, воспитатель получает статус сотрудника.
 
Интересы сторон:
  • ребенок воспитывается в естественной семейной обстановке, получает право на персональную любовь и заботу;
  • учреждение организует реабилитационный процесс в новых условиях, решает проблему семейного устройства несовершеннолетнего;
  • воспитатель получает рабочее место, реализует внутреннюю потребность в помощи обездоленным детям.
 
В СВГ проходят реабилитацию от одного до 3 воспитанников. При наличии законных оснований и желания воспитателя СВГ в дальнейшем может преобразоваться в опекунскую или приемную семью.
 
Отличие семейной воспитательной группы от приемной семьи:
  • возможность помещения в СВГ не только детей, оставшихся без попечения родителей, но и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей и подростков, не имеющих формальных признаков, позволяющих дать им статус оставшихся без попечения родителей, но фактически являющихся таковыми;
  • ограниченный временной характер нахождения ребенка в семье;
  • более тесное взаимодействие воспитателей СВГ со специалистами СРЦН в социальной реабилитации детей и подростков;
  • возможность оказания комплексной (медицинской, психологической, педагогической, социально-правовой) помощи воспитаннику учреждения, проживающему в семье.
Общие положения
 
1.1. Семейная воспитательная группа (в дальнейшем СВГ) является структурным подразделением СРЦН и осуществляет свою деятельность на основе Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 29.03.2002 г. № 25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», Устава учреждения и настоящего Положения.
1.2. СВГ создается с целью реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье.
1.3. В СВГ помещаются дети-сироты; дети, семьи которых оказались в трудной жизненной ситуации; дети, родители которых ограничены в родительских правах, лишены родительских прав(или решается вопрос о лишении их данного права), признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены.
1.4. СВГ обеспечивает условия семейного воспитания – оптимальные для социальной адаптации и социально – психологической реабилитации воспитанника.
1.5. Срок пребывания ребенка в СВГ устанавливается в зависимости от особенностей его конкретной социальной ситуации и перспективных намерений воспитателя.
1.6. Воспитателю СВГ может быть передано не более трех детей. Данное ограничение не применяется в случае передачи на воспитание детей, являющихся близкими родственниками.
1.7. Определение ребенка в семейную группу оставляет его в статусе воспитанника отделения социальной реабилитации, а воспитателя – в статусе сотрудника учреждения.
 
Создание семейной воспитательной группы
 
2.1. Отбор кандидатов в воспитатели СВГ осуществляют специалисты учреждения.
2.2. Воспитателями семейной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц указанных в перечнях, утвержденных Семейным Кодексом гл. 19, «Усыновление (удочерение) детей» статья 127, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» и лиц, не располагающих необходимыми жилищно-бытовыми условиями для приема детей в семью.
2.3. Лица, желающие стать воспитателями, подают заявление в учреждение и следующие документы:
- автобиография в свободной форме;
- трудовая книжка;
- выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
- копия свидетельства о браке или о расторжение брака;
- медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего стать воспитателем СВГ;
- справка участкового терапевта об отсутствии у совместно проживающих членов семьи потенциального воспитателя инфекционных заболеваний в открытой форме;
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи, совместно проживающих с потенциальным воспитателем;
- копии медицинского страхового полюса, пенсионного страхования, ИНН.
2.4. Специалистами центра составляется акт обследования социальной обстановки потенциального воспитателя с заключением о возможности помещения ребенка в семью.
 
Права и обязанности воспитателя семейной воспитательной группы
 
3.1.Воспитатель СВГ наряду с администрацией учреждения несет полную ответственность за жизнь, здоровье, воспитание, развитие и обучение ребенка, принятого на воспитание в семью.
3.2. Воспитатель семейной группы имеет право:
- запрашивать кандидатуру ребенка с учетом своих личных предпочтений;
- получать информацию о состоянии здоровья, особенностях поведения воспитанников, социальной ситуации в семье воспитанников;
- самостоятельно устанавливать режим, выбирать форму организации жизни и быта воспитанников в соответствии с рекомендациями специалистов приюта;
- представлять в приют индивидуальную программу развития ребенка;
- запрашивать и получать от приюта копии необходимых документов, медико-психологические, педагогические консультации, экстренную и систематическую помощь для решения социальных проблем ребенка.
3.3. Воспитатель семейной группы уважает право ребенка на собственное мнение, собственное достоинство, право ребенка на тайну, на ошибку.
3.4. Воспитатель семейной группы не препятствует общению ребенка с родственниками (если это не противоречит интересам ребенка), с обязательным извещением об этом администрацию центра.
3.5. Воспитатель семейной группы обязан учитывать рекомендации медико-психолого-педагогического консилиума и специалистов, осуществляющих патронаж группы, касающиеся оздоровления ребенка, программы его дальнейшей реабилитации, поддержания его контактов с родственниками.
3.6. Воспитатель СВГ должен обеспечивать:
- создание и организацию оптимальных условий воспитания и содержания ребенка, переданного на воспитание;
- создание необходимых условий для получения ребенком образования, контроль за его успеваемостью и посещением ребенком общеобразовательного учреждения;
- заботу о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
- защиту ребенка от всех форм физического и психического насилия.
3.7. Воспитатель семейной группы обязан регулярно (не реже одного раза в месяц) ставить центр в известность о состоянии здоровья, об изменении состояния его психики, о динамике его развития, незамедлительно сообщать о временном отъезде и перемене его местожительства.
3.8. Воспитатель имеет право пользоваться ежегодным отпуском.
 
Права и обязанности воспитанника семейной воспитательной группы
 
4.1. Передача в СВГ ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.
4.2. Воспитанник СВГ сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по потере кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты.
4.3. За воспитанником семейной группы сохраняется право собственности на жилье. При отсутствии жилья он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
4.4. Воспитанник СВГ при необходимости может посещать школу при учреждении, заниматься в спортивном комплексе, различных кружках, участвовать в социально- психологических тренингах, праздниках, работать в мастерских, пользоваться библиотекой.
4.5. Воспитанник имеет право в любой момент связаться с администрацией учреждения.
4.6. Ребенок имеет право на развитие творческих способностей и интересов.
4.7. Воспитанник семейной группы имеет право по желанию на переход в другую семью или возвращение в центр.
 
Права и обязанности СРЦ
 
5.1. Специалисты центра проводят комплексную диагностику, реабилитацию и социальную адаптацию детей с целью подготовки к проживанию в семье воспитателя СВГ.
5.2. Организует подготовку кандидатов в воспитатели СВГ, ориентированную на повышение психолого-педагогической компетентности.
5.3. Учреждение обеспечивает ребенка, проживающего в СВГ, питанием, медикаментами, одеждой, обувью, другими, предметами вещевого довольствия в соответствии с нормами, установленными для воспитанников учреждения.
5.4. Учреждение осуществляет над ребенком, проживающим в СВГ, постоянный медико-психологический и социальный патронаж. Осуществляет защиту прав и интересов ребенка, переданного в СВГ.
5.5. Осуществляет контроль за исполнением воспитателем семейной группы своих обязанностей по отношению к воспитаннику и рекомендаций специалистов.
5.6. Контроль за воспитанием и содержанием ребенка, переданного в СВГ, проводится администрацией центра в виде:
- посещений ребенка в семье воспитателя с целью проверки условий его содержания;
- медицинских осмотров ребенка, переданного в СВГ.